Инструкция по работе со счетом в Казначействе: изменения с 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по работе со счетом в Казначействе: изменения с 01.01.2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Каков общий порядок казначейского сопровождения

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги. В 2023 году 71 лицевые счета обязательны не для всех поставщиков: по многим госконтрактам с КС разрешили прямые расчеты.

Чтобы израсходовать деньги с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура. По правилам, если контракт подлежит казначейскому сопровождению, за сколько дней до приемки заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства уведомление о дате ее проведения, определяет территориальный отдел ФК и отдельно уведомляет об этом заказчика. Без проверки документов и факта приемки казначей не проведет санкционирование.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.

Что изменилось в режиме использования лицевого счета

Участники казначейского сопровождения обязаны открывать для расчетов лицевой счет в территориальном отделении Федерального казначейства (Приказ ФК № 21н от 17.10.2016).

В 2022 году участникам казначейского сопровождения разрешили переводить деньги с лицевого счета напрямую на расчетный счет в коммерческом банке контрагента. Но только в определенных случаях:

  • если заказчик предоставляет в Казначейство договоры на поставку и документы, подтверждающие поставку;
  • если организация оплачивает строительные материалы, оборудование, и эти расходы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Предоставлять документы с подтверждением поставки не надо;
  • если заказчик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают выполнение работ, услуг и реестр документов с подтверждением расходов исполнителя на выполнение работ, услуг для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.

Идентификация контрактов

Казначейское сопровождение и казначейское обслуживание — это не одно и то же. ФК обслуживает заказчиков как финансовый орган: доводит финансирование, регистрирует бюджетные обязательства, проводит платежи. А КС — это дополнительный контроль госконтрактов, которые заключены за счет целевых средств или на основании соглашений о предоставлении субсидии юридическим лицам.

Но и у обслуживания, и у казначейского сопровождения есть общее правило — для проведения платежей необходимо указывать идентификатор государственного контракта. Это двадцатизначный код, который применяется для определения соглашения и ведения всех взаиморасчетов по нему. Идентификационный код необходимо указывать как в самом договорном документе, так и во всех приложениях к нему и во всей расчетной документации — счетах, счетах-фактурах, накладных и актах выполненных работ.

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Читайте также:  Пенсионные изменения в 2023 году

О сопровождении госконтрактов Казначейством

Казначейское сопровождение контрактов ведется не только по контрактам ГОЗ (275-ФЗ), но и по госконтрактам (44-ФЗ). С помощью этого инструмента госконтроля определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.

КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.

Что еще изменилось по КС в 2023 году

Основные изменения по КС в 2023 году мы перечислили выше, однако это еще не все.

Некоторые коррективы внесли в правила КС и расширенного КС из ПП РФ № 2024 (Постановление Правительства № 2301 от 14.12.2022):

  • не действует условие о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;
  • средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного контроля определяет Правительство РФ правовым актом.

Обновили и правила экономического определения затрат из Постановления Правительства № 2271 от 13.12.2021 (ПП РФ № 2301). Данный порядок используется при расширенном КС:

  • к контрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ на строительство объектов капстроительства (за исключением контрактов по ГОЗ);
  • к договорам и соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юрлицам на капитальные вложения в отдельный объект капитальных вложений.

Не подлежат казначейскому сопровождению средства, указанные в ст. 242.27 БК РФ.

Приказом Минфина № 75 от 17 мая 2022 утвержден список кодов расходования целевых средств на 2023 год.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

Казначейское обслуживание

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.

Формы документов для проведения казначейских операций

Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

  • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
  • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
  • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
  • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
  • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.
Читайте также:  Налог на земельные постройки в 2023 году: актуальные сведенья« дачной амнистии»

С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

Новый порядок уплаты налогов с 2023 года

С 2023 года уплата налогов организациями, ИП и физлицами будет производиться путем перечисления на свой налоговый счет единого налогового платежа.

ЕНП компании могут вносить на свой налоговый счет как единовременно, так и несколькими платежами в течение всего года. Главное условие – успеть внести платеж (его часть) до наступления срока уплаты того или иного налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Сама совокупная обязанность компании по уплате налогов и взносов будет формироваться и учитываться на едином налоговом счете на основе представляемых налоговых деклараций и расчетов (п. 5 ст. 11.3 НК РФ).

Если уплата налогов будет осуществляться до представления соответствующей декларации или расчета, то налогоплательщик должен представить в ИФНС уведомление об исчисленных суммах налогов. Такое уведомление нужно будет подавать в электронной форме не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов или страховых взносов.

Перечисляя ЕНП, компания должна указать в платежном поручении только сумму платежа и свой ИНН. Вносить единый платеж на свой счет смогут как сами плательщики, так и любые третьи лица. Деньги на счете будут накапливаться и списываться по мере наступления сроков уплаты конкретных налогов. ИФНС самостоятельно рассчитает и зачтет необходимую часть единого налогового платежа в счет уплаты того или иного налога. Зачет платежа в счет уплаты налогов и взносов осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате (п. 6 ст. 45.2 НК РФ):

  • недоимки (начиная с наиболее ранней даты ее выявления);
  • налоги, авансовые платежи по налогам, сборам и страховым взносам (с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов и уведомлений);
  • пени;
  • проценты;
  • штрафы.

Контроль и расходование денег

Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?

На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.

Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход. Какие это бумаги? Например, можно направить:

  • платёжное поручение;
  • собственно госконтракт;
  • накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.

Примечание 3. В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.

В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Казначейское сопровождение контракта / Центр российского образования

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

  • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
  • в закупках с банковским сопровождением;
  • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке.

Подробнее об этом мы писали в статье.

Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п.

3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта.

Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах.

По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.

В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

  • Указать соисполнителей по договору.
  • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
  • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
  • Вести раздельный финансовый учет.
  • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
  • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

Функции банковской карточки

У каждой организации обязательно есть расчетный счет в банке для ведения хозяйственной деятельности. При открытии счета руководство передает в кредитную организацию пакет документов, состав которого определен инструкциями Банка России и внутренними нормативными документами банка. В такой пакет всегда входит банковская карточка с образцами подписей и оттиска печати, в 2021 году она актуальна, как и десятилетия назад. Хотя большинство банковских операций сейчас происходит в режиме онлайн, обязанность подтвердить подписи должностных лиц, уполномоченных на управление финансами, никто не отменял.

ВАЖНО!

Документ необходим работникам банка для сравнения подписей на документах, направляемых в банк, особенно на платежных поручениях и чеках, с эталонными образцами, выполненными уполномоченными лицами в присутствии сотрудников кредитной организации или нотариуса. При несовпадении в операции откажут.

Функции банковской карточки образцов подписей шире, чем кажется:

  • она содержит полную информацию о клиенте и его должностных лицах. из документа легко узнать реквизиты, адрес и другие данные, не поднимая личное дело;
  • она удостоверяет подлинность автографов и полномочий должностных лиц.

Даже если большинство транзакций клиент осуществляет через систему клиент-банка, документ необходим для его подключения, создания ЭЦП для использования.

Что такое счет в Казначействе

Открытие счета в Казначействе для госконтракта 2020 предусмотрено для участников государственных и муниципальных закупок. По сути, это такой же лицсчет, что обслуживается в банковских организациях и кредитно-финансовых службах. Но отличия все же есть. Казначейский счет используется для поступления и расходования бюджетных средств. Следовательно, если юридическое лицо — участник бюджетного процесса, то для него это обязательное условие. В закупочной деятельности применение казначейского спецсчета обусловлено теми же требованиями. Если заказчик получает бюджетное финансирование на оплату заказа, то расчеты должны проводиться исключительно по нему. Получить деньги из бюджета по госзаказу на стандартный банковский счет нельзя. Такие указания закреплены в Письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015. Требования действительны только к участникам закупок, работающим по закону № 44 ФЗ. Например, автономное учреждение, работающее по 223 ФЗ, вправе получить финансирование на банковский счет.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *